Первые анапские "Киношоки" - как это было...

Отправлено 2 апр. 2013 г., 17:03 пользователем Roman Myalitsin   [ обновлено 6 апр. 2013 г., 2:15 ]

Вновь мы продолжаем с интересом читать, что писал анапский интернет 13 лет назад. На этот раз - о фестивале "Киношок".




ВОТ БЫ "КИНОШОК" СТАЛ "КИНОШИКОМ"


По пляжу летали "гробы" (1992 год) Не избалованные фестивалями анапчане глазеют на живых звезд. Еще бы! Е.Матвеев, М.Булгакова, Л.Смирнова, М.Терехова, С.Говорухин!.. Запросто приходят на рынок, гуляют по городским улицам, появляются на пляже. Горожане и отдыхающие с нескрываемым любопытством смотрят на знаменитостей и ждут обещанного шока. Организаторы фестиваля, его участники и гости стараются вовсю. На открытие первого "Киношока" зрители попадают в зал, где должны состояться торжества, через специальный лабиринт. Стены его испещрены различными "прикольными" надписями. Во время представления с верхнего балкона в зал вдруг вывалился человек. В зале начался переполох: разбился или не разбился? Лишь позже выяснилось, что "шутка" была заранее спланирована, так что с каскадером ничего не случилось. Но на этом выдумки хозяев не закончились: зрителей стали обливать холодной водой из пожарных брандспойтов. А в санатории "Мечта", где поселились участники "Киношока", тоже происходили необычные мероприятия. Например, "Ночь кошмаров". Надо же было додуматься: взрывoпакеты в песке, по пляжу ходят "покойники", летают "гробы". И в названиях конкурсных фильмов немало шокирующего: "Прогулка по эшафоту", "Опыт бреда любовного очарования" и т.д. А в самих картинах - тем более. Надо сказать, что народ в большинстве своем этих сюр- и ирреалистических лент не понял, не одобрил их и на такие фильмы вскоре перестал ходить.


Шокировать истинными ценностями (1993 год) К чести организаторов фестиваля, они вовремя отреагировали на настроения масс и отказались от предыдущего эпатажа: если на первом "Киношоке" эмблемой фестиваля был Вызывающий кукиш, то на втором - прекрасная роза. И посвящался он 100-летию великой русской актрисы Веры Холодной. Изменилась и концепция фестиваля. Известный режиссер С.Говорухин сформулировал ее так: "Шокировать не любым путем, а только истинными ценностями". А председатель жюри С. Бэлза выразил пожелание, чтобы "Киношок", стал "Киношиком". Впрочем, "Киношок" "Киношиком" пока не стал. Не дотянул. Кроме фильма Ю.Мамина "Окно в Париж", получившего приз за лучшую режиссуру, ничего особенного не запомнилось. И вообще "Окно я Париж" - это, пожалуй, лучшая картина из всех, показанных на семи "Киношоках". "Российское кино возрождается", - сказал на фестивале его президент В.Мережко. Помоему, поспешил мэтр с таким заявлением. На экранах - в основном американские боевики.


Предвестник киноэры? (1994 год) Теплая и гостеприимная Анапа благотворно подействовала на В.Мережко. Из драматургов он переквалифицировался в поэты. К открытию третьего "Киношока" президент написал такие стихи:


Не Сочи мы

И не "Янтарная пантера",

Не Канны - денежный мешок.

Мы, может быть,

Предвестник киноэры

С названьем емким,

Острым - "Киношок".


Не знаю, как насчет предвестника новой киноэры, но, по-моему, интересных фильмов на "Киношоке-94" не было, разве что "Серп и молот" С.Ливнева, получивший на фестивале четыре награды. "Курочка-ряба", поставленная по сценарию В.Мережко режиссером А.Михалкоовым-Кончаловским с И.Чуриковой в главной роли, не понравилась. Артист Б.Хмельницкий на фестиваль приезжал уже третий раз под-ряд. На этот раз он был с молодой женой Ириной Гончаровой, ведущей передачи "Формула-730". Женитьба положительно подействовала на Бориса. В баре он почти не появлялся и выглядел трезвым. С супругой был на фестивале и С.Шакуров, но жене явно не повезло: поздно ночью в баре у нее украли кошелек с большой суммой американских долларов. Доллар тогда стоил в десять раз дешевле.


Классика бессмертна (1995 год) Некоторых анапчан стало раздражать, что фестиваль превратился в элитарную тусовку, которую им полагалось обслуживать. Выходы артистов "в народ", поездки в станицу Гостагаевскую, где в парке каждое анапское предприятие за свой счет накрывало стол для киношоковцев, заканчивалось, как правило, бурными возлияниями. Местные обыватели потом долго обсуждали, кто сколько из участников фестиваля пил, кто с кем был. Впрочем, вопрос о нецелесообразности проведения фестиваля в городе не стоял. Большинство людей понимали: "Киношок" нужен - это лучшая реклама курорту. Но некоторые "кинобоги" в глазах местных жителей сильно потускнели из-за своего слишком зёмного поведения. "Гран-при" на "Киношоке-95" получил фильм А.Сахарова "Барышня-крестьянка". Еще раз доказавший, что классика бессмертна. Зрители соскучились по истинным художественным ценностям. При полных залах прошла демон-страция конкурсной кинокомедии режиссера В.Меньшова "Ширли-Мырли".


Новый статус (1996 год) Юбилейный, пятый по счету "Киношок" обрел новый статус. Он стал открытым фестивалем стран СНГ и Балтии. В Анапу приехал и делегации кинематографистов не только из России, но и с Украины, из Казахстана, Грузии, Армении, Молдовы, Литвы, Эстонии, Белоруссии... Приветственную телеграмму фестивалю прислал А.Лебедь. У "Киношока" появился свой гимн, который называется "Кубань - Анапа - фестиваль". Эту песню на открытии исполнил популярный певец Р.Ибрагимов. Приехал польский режиссер Ежи Сколимовский. В программу фестива-ля была включена ретроспектива его фильмов. "Первым делом, первым делом наши ленты, ну, а девушки, а девушки - потом", - спел на русском языке мэтр из Польши. Многим понравились праздники, посвященные 300-летию Кубанского казачьего войска, 60-летию со дня рождения писателя, нашего земляка В.Лихоносова, по случаю юбилея фестиваля. Произвел впечатление вечер романса, на котором пел Л.Серебренни-ков. Из конкурсных фильмов следует отметить финско-эстонскую ленту "Я устал ненавидеть", российские фильмы: "Барханов и его телохранитель", "Президент и его женщина" и "1001 рецепт влюбленного кулинара" грузинского производства с французским актером П.Ришаром в главной роли. И вообще, по сравнению с первыми фестивалями, на нынешнем кинокартины были представлены более интересные и серьезные.


"Вора" в России любят (1997 год) Фестиваль сменил прописку. Из небольшого санатория "Мечта" он переехал в более просторную "Россиянку". Теперь все участники и гости кинофорума стали жить в одном месте. Впервые на "Киношок" приехали известные актеры и режиссеры: Георгий Жженов, Олег Стриженов, Ста-нислав Ростоцкий, Татьяна Самойлова, Вия Артмане. Самая знаменитая "прибалтка", которую многие помнят по блистательно сыгранной ею роли российской императрицы Екатерины II, пользовалась на фестивале особой любовью. Артмане охотно общалась со зрителями, а в свободное время с удовольствием купалась в бассейне с морской водой. Купание, по ее словам, придавало ей огромный заряд бодрости. Впрочем, территория санаторских бассейнов привлекала внимание не только просто купающихся. Здесь с успехом прошли презентация и дегустация тверского пива, как говорится, при большом стечении народа. Запомнился авторский вечер ком-позитора Андрея Петрова. Песни маэстро пели "киношники". Светлана Крючкова исполнила, например, два хита из кинофильма "Человек - амфибия". А Ларису Голубкину зрители заставили петь на бис романс "А напоследок я скажу". На этом фестивале работала детская киношкола, где занятия с под-ростками проводили известные кине-матографисты и профессоры ВГИКа. Интерес у зрителей вызвала программа Госфильмофонда России "Хранители фильмов приветствуют своих любимых актеров". Из конкурсных картин больше всего наград досталось российскому фильму "Вор". Исполнитель главной роли Владимир Машков получил приз за лучшую мужскую роль, а автор и постановщик Павел Чухрай o за лучшую режиссуру, большой успех у кинокартины "В той стране" (Россия) - за продолжение традиции народных фильмов. Режиссер и сценарист Лидия Боброва удостоена приза за лучший сценарий.


Фестиваль идет в народ (1998 год) На седьмом фестивале, пожалуй, было больше всего встреч кинематографистов со зрителями. "Киношоковцы" встречались с жителями Краснодара, Новороссийска, других городов и станиц края, с коллективами предприятий и здравниц Анапы. Обширной была внеконкурсная программа. А из конкурсных лент особым успехом пользовались российские фильмы: "Дети понедельника" (режиссер Алла Сурикова) и "Тоталитарный роман" (режиссер Вячеслав Сорокин) и латышский - "Жернова судьбы" (режиссер Ян Стоейч). - Скажите "чи-и-и-из", - предлагает Юрию Яковлеву представительница екатеринбуржской сыродельческой фирмы, поставившей фестивалю свою продукцию. Народный артист покорно повторяет, и ему вручают круг сыра "Мосбахер" и скульптуру Э.Неизвестного. Юрию Яковлеву в нынешнем году исполнилось 70 лет. Трудно в это поверить. Казалось, что "поручик Ржевский" никогда не постареет. Чествовали и другого киноветера-на Михаила Пуговкина. Ему вручили от имени дирекции и оргкомитета "Киношока" специальный приз за мужество и выдающиеся заслуги в творчестве "Госпожа удача". Принимая награду, Михаил Иванович сказал: "И приятно, и радостно на душе у бойца". Остался в памяти вечер, когда отмечали 50-летие красавца-латыша любимца женщин всего СНГ Иварса Калныньша.


Что "Киношок-99" нам готовит? VIII кинофестиваль стран СНГ и Балтии пройдет с пятого по четырнадцатое сентября. Жюри "Киношока-99" возглавит писатель Андрей Битов. В состав жюри войдут российские, таджикские, литовские, грузинские и азербайджанские кине-матографисты. К конкурсному показу готовятся ленты из Эстонии и Грузии, Узбекистана и России, Таджикистана, Литвы и т.д.


Владимир Александров.

Comments